Северное Бутово: как родилась московская промышленность

За современным МКАДом, к югу от Ясенева, есть два района – Северное и Южное Бутово. Сейчас это два разрозненных населённых пункта с развитой инфраструктурой. А всего четыреста лет назад это было одно сельцо – Бутово – всего на три двора.

Сельцом владел дьяк Пётр Самойлов, после него село перешло к московскому дворянину Юрию Митусову, а затем подпоручику Ивану Протопопову. По состоянию на конец восемнадцатого века основной достопримечательностью Бутова был господский дом. Впрочем, по сравнению с Шереметевской или Люблинской усадьбами этот дом не выделяется совершенно ничем. Это был обычный деревянный домишко, его строительные двери в Бутово знал каждый мужик. А за близлежащим прудом неподалеку располагался лес, где владельцы села вели охоту. Крестьяне Бутова промышляли хлебопашеством, женщины пряли лён и сукно – словом, типичная жизнь захудалой деревеньки не представляло особенного интереса. Тем не менее, по данным профессионалов компании «ДверьЭкспо», селом заинтересовались.

Среди тех, в чьё поле зрения попало Бутово, были архитектор из Московской канцелярии Борис Поляков, штабс-капитан Пётр Вындомский. В этот период, то есть приблизительно до середины девятнадцатого века, село активно развивалось, и из трёх дворов, которые были при дьяке, выросли уже девять. Со временем наступила крестьянская реформа, и помещикам пришлось переуступать землю государству или продавать её.

Часть Бутова отошла под казённую Московско-Курскую железную дорогу. Её строительство началось в России в 1866 году, она связывала Московскую, Курскую и Орловскую губернии. Дорога прошла примерно в километре от села, а поскольку станции в нём самом обустроить было невозможно, их поставили в Подольске и в Царицыне. Впрочем, добираться до них было достаточно серьёзной проблемой, и вскоре дачные поезда начали на несколько минут останавливаться и под Бутово. Через некоторое время пришлось обустроить на этом месте маленький вокзал со своим залом ожидания. Вокзальные массивные двери в Бутово с каждым годом пропускали все больше людей. Закономерно, что вокзал вскоре оброс небольшими частными домиками, которые в дальнейшем стали дачным посёлком – так крашеные двери Бутово открылись для россиян. К началу двадцатого века Бутово разделилось на несколько округов – Дубки, Михайловский и Елизаветинский. Дубки пользовались чрезвычайной популярностью у писателей и прочей интеллигенции. Например, известный писатель Леонид Андреев посвятил Дубкам свой рассказ «На станции». Его сын вспоминал о длинных разговорах тёплыми весенними ночами, которые, по свидетельствам, которые удалось найти компании «ДверьЭкспо», стали доброй традицией.

Железная дорога и образование посёлка привело к развитию промышленности. В 1876 году купец Александр Абельс основал в Бутове кирпичный завод. Это позволило открыть для жителей села технические и специальные двери в Северном Бутово к рабочим местам. А самого промышленника обогатить очередным источником успешной торговли. Вскоре Бутово начало превращаться в индустриальный район: завод давал два миллиона кирпичей в год, а из-за близости транспортировки он быстро начал пользоваться успехом у московских зодчих. Вскоре в Бутове появился и второй завод – его владельцем стал купец Василий Александров. Перед Первой мировой войной спрос на кирпичи упал до нуля, и заводы купцам пришлось продать. Однако им быстро нашли альтернативу: вместо кирпичей начали выпускать мыло и сало, что в условиях чрезвычайного положения было очень кстати. Военные стали пользоваться регулярными поставками. Они заказывали почти двести тонн мыла, и процесс восстановления заводов пошёл полным ходом.

Когда страсти по престолу более-менее улеглись, в Бутове наступил передел имущества. И бывшие входные двери господской усадьбы открылись для крестьянских малышей – тут организовали детский дом. Земли помещиков раздали конным заводам, а несколько дач вообще снесли и на их месте открыли школу. В условиях НЭПа остановился и мыльный завод: некоторые большевики имели на него виды, однако люди, способные спасти завод от полного краха, эмигрировали в Азию.

До конца первой половины двадцатого века Бутово активно заселялось. С приходом новой политики в Москву начал съезжаться рабочий класс. Закономерно, что вскоре в столице стало не хватать места для всех, поэтому селиться стали в пригороде. Через некоторое время от переполнения «лопнуло» и Бутово: в шестидесятых годах посёлок разделился на Северное и Южное Бутово, в этом состоянии он находится и поныне – с тем отличием, что современное Северное Бутово – это развитый район с прекрасной инфраструктурой.

Закономерно, что с развитием города развивается и производство – так, современное производство межкомнатных дверей на порядок выше и качественнее, нежели производство прежнее. Команда профессионалов из компании «ДверьЭкспо» разработала потенциально новую коллекцию входных и межкомнатных дверей. Разнообразие сортов древесины, противопожарная защита, стеклянные и зеркальные вставки – всё это удивительно качественные и долговечные двери, выполненные в лучших традициях российского производства, поэтому для настоящих москвичей они станут поистине великолепным подарком.

О компании

Отзывы;
Вакансии;
История компании;
Отчёты;
Фото работ;
Новости;
Карточка компании.

Поделиться:

Мы в социальных сетях:
мы во вконтакте мы в одноклассниках

Политика конфиденциальности и Условия пользования сайтом